Новости
18.02.2024
Как правильно действовать при возникновении сложностей во ...
При наличии полной уверенности в Вашей собственной правоте и понимания, что банк в чем-то нарушает Ваши права не торопитесь устно обсуждать это с ...

подробнее
23.01.2024
Регистрация оффшорной компании в 2024 году: тенденции и ...
В современном мире, на фоне постоянных изменений в международных законах и структурах бизнеса, оффшорные компании остаются одним из важных ...

подробнее
29.12.2023
Что лучше: гостинница или квартира на сутки?
Когда речь заходит о поиске жилья в Екатеринбурге, и если номер в гостинице Вам не подходит, можно смело остановиться на варианте посуточнойили ...

подробнее
29.12.2023
Как быстро подать декларацию через интернет
Всем добрый день. Меня зовут Анатолий. Хочу поделиться с Вами своей историей. Моя жизнь всегда была связана с землей, я с детствачувствовал, что не ...

подробнее
29.12.2023
Адвокат по уголовным делам: бесплатная юридическая ...
Все законопослушные граждане России, имеющие в своей собственности транспортное средство в обязательном порядке должны застраховать свои автомобили ...

подробнее
29.12.2023
Будущие новостройки: перспективы строительства в ближайшем ...
Рынок недвижимости в Москве всегда развивается и предлагает множество возможностей для желающих приобрести новостройку. В ближайшее время планируется ...

подробнее

Великобритания. Основные изменения в государственном строе

Изменения в государственном строе Великобритании сводятся прежде всего к усилению роли кабинета министров и относительному падению роли парламента.

Парламент предоставляет правительству право издавать нормативно-правовые акты. Если раньше правительство издавало второстепенные по своей значимости акты, то в новейшее время эти акты изменяют действующее законодательство или существенно дополняют его.

Акты, исходящие от правительства и издаваемые с разрешения парламента, образуют так называемое «делегированное законодательство».

Характер актов «делегированного законодательства» чрезвычайно разнообразен. Это акты в области финансов, налогового обложения, труда и др. Так, в 1931-1932 гг. правительство получило право на издание законодательства по вопросам денежного обращения и налогов.

Усиление роли правительства происходит также за счет предоставления правительству «чрезвычайных полномочий». «Акт о чрезвычайных полномочиях» был принят парламентом в 1920 г. Согласно этому акту в случаях «непосредственной угрозы снабжению общества средствами жизнеобеспечения» (продовольствием, энергией, транспортом и т. п.) правительство имеет право издавать указы о чрезвычайном положении. В таких указах правительственные органы могут предусмотреть применение любых мер для поддержания «нормальной жизни общества». Закон 1920 г. главным образом был направлен против забастовок и впервые был применен в 1926 г. во время всеобщей забастовки шахтеров. В 1964 г. закон подвергся корректировке и правительство получило возможность его применять в любой ситуации, если оно сочтет ее чрезвычайной.

Парламент ослабил контроль за деятельностью правительства. Этому способствовал механизм его формирования. Правительство формирует лидер партии, получившей большинство мест в палате общин. Вполне понятно, что партийная дисциплина заставляет депутатов парламентского большинства всегда поддерживать предложения правительства, ибо их лидер является премьер-министром, этим и объясняется пустопорожность дискуссий в парламенте. Они чаще всего рассчитаны на внешний эффект и пропагандистскую перепалку между представителями партий оппозиции и правительственного большинства, за которой теряется, по сути дела, сам смысл обсуждаемых вопросов.

Падение роли парламента связано с тем, что законодательная инициатива почти целиком перешла к правительству. Из 100 рассматриваемых в парламенте законопроектов авторство 80-90 принадлежит министрам. Если же законопроект выдвинут депутатом и не поддержан правительством, то нет никаких шансов на то, чтобы он был принят.

Кризис парламентаризма обусловлен тем, что существенно снижена эффективность запросов к правительству или отдельным министрам по конкретным проблемам. Внесение таких запросов обусловлено, как правило, сложными формальностями. Нередко члены правительства уходят от ответа под предлогом соблюдения государственной тайны, соображений безопасности и т. п.

У правительства, в принципе подотчетного парламенту, есть и такой важный рычаг воздействия на него, как право досрочного роспуска парламента. Например, в течение прошлого века палата общин только дважды (в 1924 и 1979 гг.) принимала решение о вотуме недоверия правительству, в то время как последнее 21 раз досрочно распускало палату.

Стремление монополистического капитала принизить роль представительного органа привело к изменению структуры парламентского механизма. Равно, как и Конгресс США, английский парламент оброс разного рода комитетами, комиссиями и подкомиссиями. Последние зачастую действуют от имени всего парламента, хотя многие парламентарии не знают о применяемых ими мерах и тем более не имеют возможности так или иначе влиять на них. Руководство партийных фракций, формирующее эти органы, подбирает для работы в них нужные кандидатуры. Роль «централизующей силы» в парламенте играют опять-таки партийные лидеры, которые при помощи специальных организаторов - «хлыстов» воздействуют соответствующим образом на поведение своих парламентариев.

Падение роли парламента проявляется в создании такого процедурного механизма его работы, который ограничивает его влияние на правительство. Например, используется ряд приемов, направленных на ограничение свободы прений по законопроектам. Один из них называется «гильотина». Этот прием заключается в том, что заранее устанавливается время прекращения прений по различным разделам законопроекта. Как только оно наступает, раздел законопроекта ставится на голосование. В итоге депутаты успевают обсудить лишь несколько первых статей раздела, а оставшаяся часть, нередко наиболее важная, голосуется без обсуждения.

Чаще всего судьба того или иного закона решается не в зале заседания парламента, а в кулуарах, где основными персонажами являются не депутаты, а лоббисты. Эти уполномоченные монополий располагают неограниченными финансовыми ресурсами и обладают немалым опытом работы в государственных органах власти. Как правило, это бывшие парламентарии, чиновники, юристы.

Необходимо отметить, что усиление правительственного аппарата, а также «неформальных» звеньев механизма власти монополий не ведет к полной утрате английским парламентом его значения в государственно-политической системе. У него сохраняются существенные функции и задачи. Например, в современных условиях английский парламент является важным органом, где как бы подводятся итоги конкурентной борьбы партий, приводятся в конечном счете к общему знаменателю позиции отдельных фракций и группировок господствующего класса. Ведь любой законопроект, исходящий от правительства, очень тщательно рассматривается в парламенте с участием оппозиционных сил, проходит три чтения. И лишь после такого рассмотрения правительственный законопроект становится законом. Английский парламент обладает финансовым контролем над правительством, вотирует бюджет.

Рычагом воздействия на палату общин остается палата лордов. Согласно Акту о парламенте 1911 г. законодательные полномочия палаты лордов ограничивались. Если палата лордов не утверждает в течение месяца принятый палатой общин финансовый законопроект, то он представляется королю на подпись и становится законом. В отношении нефинансовых биллей были введены другие правила утверждения. Если такой билль принимался палатой общин в трех сессиях подряд и каждый раз отвергался палатой лордов, он представляется королю на подпись. Но срок между первой и третьей сессией должен составлять не менее двух лет. Таким образом, за палатой лордов все же сохраняется возможность саботировать в течение длительного периода времени нефинансовые билли. Кроме того, акт 1911 г. сократил срок полномочий депутатов палаты общин с семи до пяти лет.

Законом 1949 г. об изменениях Акта о парламенте 1911 г. палате лордов был сокращен срок возможного вето в отношении нефинансовых биллей до одного года. Вряд ли это нововведение существенно повлияло на возможности верхней палаты чинить препятствия палате общин. Палата лордов остается высшей апелляционной инстанцией в отношении всех судов Великобритании.

Избирательные реформы XIX в. в Англии (в 1832 г. - первая, в 1867 г. - вторая, в 1884-1985 гг. - третья) расширили избирательный корпус. Тем не менее, значительная часть граждан в силу различных цензов не могла участвовать в выборах.

Правительство консерваторов провело через парламент избирательный закон под названием «Закон о представительстве населения 1918 г.». Этот закон преследовал цель ослабить шедший снизу революционный напор, вызванный общим обострение^ классовой борьбы в послевоенный период.

Закон 1918 г. устанавливал единство избирательного права в графствах и городах. Активное избирательное право было предоставлено всем лицам мужского пола по достижении ими совершеннолетия (21 год), удовлетворяющим требованиям ценза оседлости (6 мес.) или владеющим помещениями «для деловых занятий».

Закон впервые в истории Англии предоставлял избирательное право женщинам. Консерваторы надеялись на то, что оттесненные в течение целых столетий от политической жизни, находившиеся под влиянием священников (как правило, консерваторов) английские женщины отдадут свои голоса именно им. Согласно закону получали право участвовать в выборах женщины старше 30 лет, если они или их мужья владели земельным участком или строением, приносящим доход свыше 5 фунтов стерлингов в год, либо жилым домом.

Надо отметить, что этот закон давал право дополнительного голоса представителям имущих классов по месту нахождения их недвижимой собственности и лицам, окончившим университеты, - в университетских избирательных округах. В год принятия закона в Англии насчитывалось около 150 тыс. избирателей, обладавших двумя голосами («двойной вотум»).

Продолжением первой реформы явилась реформа избирательного права 1928 г. в результате которой женщины, наконец, получили равные права с мужчинами на парламентских и местных выборах.

Единственным цензом, сохранившимся после реформы 1928 г., оставался ценз оседлости. В Англии и Шотландии он был установлен в 3 мес, в Северной Ирландии - в 6 мес. Кроме того, был сохранен «двойной вотум».

В 1948 г. лейбористами была проведена третья в XX в. реформа избирательного права. «Акт о народном представительстве» отменял «двойной вотум» для выходцев из университетских округов. Избирательное право предоставлялось всем британским подданным с 21 года.

Наконец, в соответствии с «Актом о народном представительстве 1969 г.» право избирать в парламент или органы местного самоуправления было предоставлено лицам, достигшим 18 лет. Это позволило увеличить избирательный корпус на 3 млн. человек.

Формирование высшего представительного органа государства в Великобритании считать не приходится демократичным из-за сохраняющейся мажоритарной избирательной системы относительного большинства. В соответствии с этой системой в Англии избирают по одному депутату от каждого избирательного округа, и тот, кто набрал больше голосов, чем каждый из его противников в отдельности, проходит в палату общин.

Структурные и функциональные изменения правительственного аппарата. В Великобритании, в отличие от большинства других государств, различаются понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (если число членов кабинета - 18-25 человек, то в правительство входят около 100 человек).

Правительство редко когда собирается на заседания в полном составе, и практически все вопросы внутренней и внешней политики решаются на заседаниях кабинета.

Существенные изменения претерпел правительственный аппарат и методы его работы.

Во-первых, он значительно вырос. В конце первой мировой войны был образован ряд новых министерств и ведомств (труда, авиации, транспорта и др.).

Во-вторых, значительную роль в правительственном аппарате играет премьер-министр. Он может без консультаций с членами кабинета принимать важные государственные решения вплоть до роспуска палаты общин, назначать и перемещать должностные лица.

Особенно усилилась власть премьер-министра с победой на выборах в 1979 г. Консервативной партии. Причем, речь идет не только и не столько о власти премьер-министра в стенах правительства, сколько о централизации всей государственной власти. Правительство М. Тэтчер ограничило демократические методы правления, усилило антипрофсоюзную политику, ужесточило иммиграционное законодательство и т. п.

О свертывании коллективных форм управления свидетельствует и появление внутри кабинета министров более узкого кабинета, включающего несколько министров.

Велика роль аппарата управления. Строгий подбор служащих, их профессионализм, запрет занимать выборные посты в партийных организациях - таковы основные требования к британским чиновникам.

Место монарха в системе государственных органов. Власть монарха в отсутствие писаной конституции определяется политическими обычаями. Реально эта власть не имеет существенного влияния на государственную политику. Однако глава государства - символ стабильности не только в Англии, но и в Британском содружестве наций, которое включает в себя около 50 государств. Королева Великобритании является главой Содружества. Кроме того, королева председательствует на заседаниях Тайного совета, выслушивает доклады премьер-министра. Это свидетельствует об участии монарха в государственной жизни.

Королевский трон передается по наследству старшему сыну (если нет сыновей - старшей дочери). Елизавета II - 42-й монарх Великобритании и 6-я по счету королева.

Местное управление. В деятельности органов местного управления наблюдается усиление контроля над ними со стороны центральных органов власти.

Зависимость местных органов управления устанавливается с помощью финансового механизма. В соответствие с законодательным актом 1929 г. размер дотации, направляемой органам местного управления, зависит от характера деятельности того или иного местного органа.

В 1993 г. был принят «Акт о местном самоуправлении», который подробно определил структуру и различные административные и финансовые виды деятельности местных органов, ограничил действия местных органов рамками существующих законов и определил порядок контроля за ними со стороны различных министерств и ведомств.

Армия. Полиция. Суд. До первой мировой войны армия строилась на добровольческих началах. В мае 1916 г. парламент принял закон об обязательной воинской повинности. По окончании войны закон был отменен, армия стала формироваться из добровольцев. В апреле 1939 г. закон вновь ввел всеобщую воинскую повинность, которая была отменена в 1964 г. и заменена добровольной вербовкой наемников.

Полиция состоит из отдельных местных формирований. Все они находятся в ведении местных выборных органов. Непосредственное руководство полицейскими силами осуществляет министр внутренних дел. Эти положения нашли закрепление в Законе о полиции 1964 г. В связи с обострением ситуации в Северной Ирландии была принята серия актов о предотвращении терроризма, а также Закон о полиции 1986 г., предоставивший полиции широкие возможности производить аресты «подозреваемых в терроризме» лиц.

Реформа судоустройства. Долгое время в Великобритании сохранялась старая, полуфеодальная система местных (низших) судов. В период между мировыми войнами делались попытки реформирования системы правосудия. Так, в 1933 г. было отменено обвинительное «Большое жюри». Закон о судах 1971 г. ликвидировал суды ассизов. Их полномочия стали выполнять Суд короны и частично Высокий суд.

В систему высших судов Англии входят Высокий суд, рассматривающий гражданские дела; Суд короны, который занимается уголовными делами и частью гражданских дел; Апелляционный суд, имеющий гражданское и уголовное отделения. Структура и юрисдикция этих судов регулируются Законом 1981 г. о Верховном суде.

Палата лордов в судебной системе Англии значится как высшая апелляционная инстанция, а судебный комитет Тайного совета как апелляционная инстанция для «заморских» территорий, церковных судов и некоторых специальных судов.

Низшими судами являются суды графств (гражданской юрисдикции). Свою деятельность они строят по «разъездному» принципу. Магистратные суды рассматривают мелкие уголовные дела без участия присяжных.

В Англии и Уэльсе существуют и специальные суды. К ним относятся Суд коронера (расследует «загадочные» смерти и самоубийства), военные суды, церковные суды, административные трибуналы (разрешают трудовые, земельные, налоговые конфликты).

Значительная роль в отправлении правосудия отводится генеральному атторнею и его заместителю - генеральному солиситору. Они представляют интересы короны и могут возбуждать уголовное преследование по отдельным делам.

Закон 1990 г. о судах и правовом обеспечении в Англии создал новый институт - адвокатуру.