Новости
18.04.2024
Юридические аспекты казначейского сопровождения ...
Государственный контракт предполагает достижение целей и решение задач, которые явно описаны внутри контракта. К целям и задачам привязано ...

подробнее
15.03.2024
Изменения нормативной базы использование дронов
Нормативная база относительно возможности использования дронов регулярно пересматривается. Связано это с бурным развитием техники в данном ...

подробнее
18.02.2024
Как правильно действовать при возникновении сложностей во ...
При наличии полной уверенности в Вашей собственной правоте и понимания, что банк в чем-то нарушает Ваши права не торопитесь устно обсуждать это с ...

подробнее
23.01.2024
Регистрация оффшорной компании в 2024 году: тенденции и ...
В современном мире, на фоне постоянных изменений в международных законах и структурах бизнеса, оффшорные компании остаются одним из важных ...

подробнее
29.12.2023
Что лучше: гостинница или квартира на сутки?
Когда речь заходит о поиске жилья в Екатеринбурге, и если номер в гостинице Вам не подходит, можно смело остановиться на варианте посуточнойили ...

подробнее
29.12.2023
Как быстро подать декларацию через интернет
Всем добрый день. Меня зовут Анатолий. Хочу поделиться с Вами своей историей. Моя жизнь всегда была связана с землей, я с детствачувствовал, что не ...

подробнее

Германия в период с 1800 по 1871 год

Во второй половине XVIII в. «Священная римская империя германской нации» по-прежнему представляла собой раздробленное феодальное государство, в состав которого входило более 300 светских и духовных княжеств. Формально все германские государства находились в подчинении императора и имперского сейма, но фактически обладали полной независимостью. Большинство из них были небольшими (со средней площадью около 20-25 квадратных километров) и малочисленными. Но уже во второй половине XVIII в. выделились и такие, которые претендовали на роль центров будущего объединения Германии. Главное соперничество развернулось между Австрией и Пруссией.

Разгромив Австрию, стоявшую во главе империи, Наполеон в 1806 г. уничтожил и саму империю. 6 августа 1806 г. Франц II отказался от титула императора Германии, объявив себя только императором Австрии. Наполеон изменил карту Германии. Княжества, расположенные по течению Рейна, он объединил в так называемый Рейнский союз под своим протекторатом. Остальные, также укрупненные им княжества (около 40), остались самостоятельными.

В государствах Рейнского союза Наполеон ввел французский Гражданский кодекс, отменил крепостное право и феодальные привилегии. Когда империи Наполеона пришел конец, Рейнский союз распался. Однако восстановления прежней Германской империи не произошло. Вместо нее, созванный в 1815 г. Венский конгресс, постановил учредить новый, так называемый Германский союз, где ведущую роль заняла Австрия. В него вошли 34 монархии и 4 вольных города.

Верховным органом власти союза стал Союзный сейм, располагавшийся во Франкфурте-на-Майне. Он состоял из представителей государств-членов, обязанных постоянно консультироваться со своими правительствами. Они имели возможность решать вопросы только в пределах отведенной им компетенции, четко следуя инструкциям своего руководства. При этом требовалось единогласие членов Союзного сейма. В сложившихся условиях все государства союза сохраняли практически полную самостоятельность. Они по-разному управлялись, между ними сохранялись границы и таможенные преграды. Таким образом, политическая раздробленность германских государств, несмотря на создание Союза, сохранялась.

Общей тенденцией развития большинства германских государств в первой половине XIX в. стало развитие капиталистических отношений. Постепенно отменялась крепостная зависимость, барщина заменялась трудом наемных батраков, неуклонно развивалось промышленное производство. В связи с этим экономическая и политическая раздробленность Германии вступала в противоречия с интересами развивающейся буржуазии. Кроме этого, к середине XIX в. более явственно обозначились противоречия между Австрией и Пруссией.

В 1833 г. под эгидой Пруссии был создан новый Таможенный союз, в который вошло 18 германских государств. Таможенный трактат устанавливал «общую таможенную и торговую систему» государств-членов. Для осуществления намеченной политики был создан Совет уполномоченных. Австрия отказалась быть членом этого союза, что создало условия для усиления влияния Пруссии на германские государства. В отличие от католической многонациональной Австрии Пруссия представляла собой протестантское государство с преимущественно немецким населением.

Революция 1848 г. Развитие капитализма в Германии требовало создания централизованного государства, общего правового пространства, единой таможенной и денежной системы. Главным тормозом развития капитализма стали феодальные пережитки: политическая раздробленность, сохранение в ряде германских государств самодержавной формы правления, крупного дворянского землевладения, крепостного права. Все это создавало условия для буржуазной революции.

Начало революции было ускорено неурожаем 1845-46 гг. и экономическим кризисом 1847 г. Непосредственным толчком явилась Февральская революция 1848 г. во Франции. Движущими силами революции стали рабочие, ремесленники, крестьяне. При этом уже в 40-х годах XIX в. в Германии зародилось научное мировоззрение пролетариата- марксизм, основоположниками которого являлись немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс.

Главной задачей революции стала ликвидация политической раздробленности и феодально-абсолютистского строя.

Революция началась практически одновременно в нескольких германских государствах. Март 1848 г. ознаменовался выступлениями в Бадене, Гессен-Дармштадте, Вюртемберге, Баварии, в Берлине. Восставшим удалось добиться некоторых уступок. В частности, в Пруссии были упразднены помещичьи суды над крестьянами, суд присяжных стал распространяться на политические преступления, провозглашены выборы в учредительный ландтаг и т.п.

В общегерманском масштабе германские правительства дали согласие на созыв во Франкфурте-на-Майне Учредительного собрания. Его задачей должна была стать разработка единой общегерманской Конституции. В марте 1849 г. работа над ней была завершена.

Конституция 1849 г. предусматривала создание германской империи на территории прежнего Германского союза. К компетенции общеимперских властей относилось:

- осуществление внешних дипломатических сношений;

- право командования армией и флотом;

- право на издание законов и осуществление контроля в отношении военного дела, путей сообщения, таможенной политики, денежной системы.

Законодательная власть должна была осуществляться императором совместно с рейхстагом, состоявшим из двух палат: Палаты государств и Палаты народа. Исполнительная власть по Конституции принадлежала императору, который наделялся широкими полномочиями.

Имперская корона была предложена сначала австрийскому, а затем прусскому королям. Получив отказ монархов наиболее крупных государств, входивших в Германский союз, Франкфуртское собрание обратилось 3 мая 1849 г. к народу с призывом ввести в действие принятую им Конституцию.

Во многих государствах и городах народные массы развернули борьбу за имперскую Конституцию. Так, к середине мая 1849 г. в Дрездене, Дюссельдорфе, Золингене, Бадене, Пфальце шли бои за имперскую Конституцию. Последним оплотом движения был Раштадт, выступления в котором были подавлены 23 июля 1849 г.

Разгром восстания на юго-западе Германии повлиял на отзыв депутатов из Франкфурта Пруссией и Австрией. Заседания рейхстага были перенесены в Штутгарт, где были разогнаны правительством Вюртемберга. Так закончилась буржуазная революция в Германии.

Германская революция 1848-1849 гг. оказалась незавершенной. Страна осталась политически раздробленной, феодально-абсолютистские позиции были во многом сохранены.

Прусская конституция 1850 г. Первая Конституция была «дарована» Фридрихом-Вильгельмом IV прусскому народу под давлением революционных выступлений. Она провозглашала всеобщее избирательное право, гражданские свободы и предусматривала оформление конституционной монархии. После разгрома революции в Пруссии, как и в других государствах, наступил период реакции. Однако прусский король не решался отменить «дарованную» им Конституцию, а лишь ограничился ее пересмотром.

30 мая 1849 г. был введен новый избирательный закон, который в замаскированной форме устанавливал высокий имущественный ценз вместо завоеванного народом в марте 1848 г. всеобщего избирательного права. Согласно закону все граждане, достигшие 25 летнего возраста в зависимости от величины уплаченных ими налогов, делились на 3 разряда. Первый разряд (4,43 % всех избирателей) составляли крупные налогоплательщики, уплачивающие в совокупности 1/3 общей суммы всех государственных налогов. Ко второму разряду (15,76% всех избирателей) относились лица, платившие каждый в отдельности меньшую сумму налогов, а в совокупности также 1/3 общей суммы. Третий, самый многочисленный разряд (79,81 % избирателей) составляли мелкие налогоплательщики, уплачивающие последнюю треть государственных налогов. Выборы были двухстепенные. Первоначально каждый разряд выбирал отдельно третью часть выборщиков, а затем выборщики открытым голосованием избирали депутатов парламента. В результате получалось, что первые два разряда, в которые входили состоятельные граждане, избирали две трети выборщиков. Этим впоследствии и определялся социальный со-став депутатов. Через год этот закон вошел составной частью в новую прусскую Конституцию.

В окончательном варианте Конституция 1850 г. устанавливала дуалистическую форму конституционной монархии.

Законодательная власть вверялась королю и парламенту (ст. 62). Парламент – ландтаг состоял из двух палат: Палаты господ и Палаты представителей.

Палата господ формировалась из принцев королевского дома, князей и других назначенных короной пэров.

Палата представителей избиралась на основе трехразрядной (куриальной) системы.

Король и обе палаты ландтага обладали правом законодательной инициативы. Закон, утвержденный палатами, считали принятым лишь при согласии короля. Королю же предоставлялось дополнительное право «в случаях, когда того требует сохранение общественной безопасности..., и палаты не заседают» издавать распоряжения, имеющие силу закона. Правда, эти распоряжения должны были получать одобрение палат в ближайшую сессию. Кроме этого королю предоставлялось ничем не ограниченное право роспуска парламента (ст. 51).

Исполнительную власть Конституция вверяла «одному королю». Он назначал и отзывал министров и других должностных лиц в армии и государстве; осуществлял высшее военное командование, имел право объявлять войну, заключать мир, подписывать международные договоры (ст. 45-48).

Судебная власть должна была осуществляться «независимыми, не подчиняющимися другой власти кроме закона судами». Судьи назначались королем пожизненно и могли быть смещены только на основании судебного решения по причинам, установленным законом.

Конституция 1850 г. содержала и разделы о правах граждан. Провозглашалось равенство пруссаков перед законом, гарантии личной свободы, неприкосновенность собственности и жилища, свобода слова, печати, вероисповедания, собраний, союзов и др. (титул II). Однако ст. 111 Конституции допускала временную приостановку действия ряда статей «в случае войны или восстания».