Новости
18.02.2024
Как правильно действовать при возникновении сложностей во ...
При наличии полной уверенности в Вашей собственной правоте и понимания, что банк в чем-то нарушает Ваши права не торопитесь устно обсуждать это с ...

подробнее
23.01.2024
Регистрация оффшорной компании в 2024 году: тенденции и ...
В современном мире, на фоне постоянных изменений в международных законах и структурах бизнеса, оффшорные компании остаются одним из важных ...

подробнее
29.12.2023
Что лучше: гостинница или квартира на сутки?
Когда речь заходит о поиске жилья в Екатеринбурге, и если номер в гостинице Вам не подходит, можно смело остановиться на варианте посуточнойили ...

подробнее
29.12.2023
Как быстро подать декларацию через интернет
Всем добрый день. Меня зовут Анатолий. Хочу поделиться с Вами своей историей. Моя жизнь всегда была связана с землей, я с детствачувствовал, что не ...

подробнее
29.12.2023
Адвокат по уголовным делам: бесплатная юридическая ...
Все законопослушные граждане России, имеющие в своей собственности транспортное средство в обязательном порядке должны застраховать свои автомобили ...

подробнее
29.12.2023
Будущие новостройки: перспективы строительства в ближайшем ...
Рынок недвижимости в Москве всегда развивается и предлагает множество возможностей для желающих приобрести новостройку. В ближайшее время планируется ...

подробнее

История государства и права античного мира. Древний Рим. Законы XII таблиц

Законы XII таблиц были основным источником права. Они называются так, что были начертаны на 12 таблицах (досках) и выставлены на Форуме - главной городской площади для всеобщего обозрения. От каждого гражданина требовалось знание законов, изложенных на досках.

Законы XII таблиц основаны на обычаях патрицианских родов, которые патриции держали в тайне от плебеев. Инициатива кодификации обычного права исходила от плебеев, так как жить в обществе и не знать обычаев - основных источников права - было небезопасно. Плебеи часто страдали от произвола патрицианских судей, руководствовавшихся своими обычаями.

По настоянию плебеев была избрана комиссия из 10 децемвиров (5 патрициев и 5 плебеев), которая на время своей работы по кодификации обычаев были предоставлены чрезвычайные полномочия в области законодательства и управления.

Законы отличаются формализмом и ритуальностью особенно в сфере гражданских правоотношений и гражданского процесса.

В основном в таблицах были нормы, регулирующие имущественные, семейные и наследственные отношения, часть норм можно отнести к уголовному праву.

Право нашедшее отражение в Законах XII таблиц составляло основу квиритского или Римского цивильного права (от римской «цивитас» - общины).

Право собственности в Законах XII таблиц не нашло подробного освещения. Однако многочисленные источники той поры донесли до нас сведения, говорящие о том, что в течение всех первых веков Римской республики земля была общественной собственностью всех полноправных граждан Рима - общественное поле (ager publicus). Каждая семья, входившая в тот или иной род, получала земельный надел. Через два года он становился владением этой семьи по давности. Квиритское право предоставляло владельцу возможность максимально использовать эту землю, которая была под защитой государства от покушения на нее третьих лиц. Владелец участка мог защищать свое право владения в судебном порядке. Верховное же право собственности на всю землю находилось у государства.

Наряду с общинной собственностью стало развиваться уже и движимая, впоследствии и недвижимая, частная собственность, но как отклоняющаяся от норм и подчиненная общинной собственности форма.

Согласно Законам XII таблиц все вещи в Риме делились на манципируемые - res mancipi и неманципируемые - res пес mancipi. К первым относились земля, здания, рабочий скот, рабы, те вещи, которые составляли самую основу хозяйствования (средства труда и орудия производства). Ко второй категории были отнесены все остальные вещи. Так для отчуждения (продажи, дарения, залога) вещей res mancipi нужно было совершить сложную процедуру -манципацию (от слова манус - рука, господство над вещью). Что же включала в себя манципация? Скажем, продавался раб. Продавец и покупатель должны были купить в присутственный день по формуле у понтифика (жреца) и перед 5 свидетелями и весодержателем произнести каждый свою формулу наизусть. Далее приобретатель хватал вещь, одновременно бросая на пустую чашу весов слиток меди (символ денег) и произнося сакраментальную фразу: «Я утверждаю, что по праву квиритов этот раб принадлежит мне и я купил его за медь, которая находится на этих весах». На другой чаше весов должна находится отчуждаемая вещь или часть ее. И только после этой процедуры право квиритской собственности на вещь от продавца переходило к покупателю.

Слиток меди говорит о том, что договоры купли-продажи, дарения, мены римляне знали еще до хождения в обществе денег. Медь была мерой стоимости. Свидетелей подбирали помоложе, чтобы они могли надолго запомнить самый факт сделки и ее условия, также при необходимости выступить в суде свидетелями виденного и слышанного.

Если вещь res mancipi приобретена без манципации, хотя за нее и заплачены деньги, то право собственности оставалось у продавца. Последний мог всегда, ссылаясь на свое квиритское право собственности, востребовать вещь обратно. И в данной ситуации на помощь приходил претор, о чем будет сказано ниже.

Борьба за землю между плебеями и патрициями не прекращалась. Она завершилась принятием закона Лициния-Секстия (367г. до н.э.), по которому плебеи получили право на италийскую землю. Вместе с тем был введен максимум землевладения для частного лица в 500 югеров (125 га).

Законы XII таблиц ввели понятие сервитута - права на чужую вещь. Собственники земельных участков вынуждены были терпеть прогон через участок соседского скота на водопой, свисающие ветви соседских деревьев и пр.

Обязательственное право. Самым распространенным договором был договор займа. Он заключался через манципацию (5 свидетелей, весодержатель, произнесение формул). Необходимость манципации по договору займа объясняется тем, что право собственности на занимаемые вещи всегда переходят к займополучателю (должнику), так как вещи в этом договоре всегда определены родовыми признаками (деньги, зерно, мука и др.).

Долгое время договор займа предусматривал в качестве гарантии самозаклад должника. Такой договор назывался нексум (пехит). Законы XII таблиц подробно излагают последствия неисполнения договора. Если должник не возвращает долг, кредитор «накладывает руку» на него, т.е. арестовывает и заточает должника в своем доме в колодках или оковах весом не менее 15 фунтов. В течение 60 дней кредитор должен был трижды приводить должника в базарный день на Форум к претору. Кредитор доказывал претору сумму долга, а должник слезно молил своих родственников и друзей оказать ему помощь по выплате долга. Если подобных не оказывалось, то кредитор продавал должника в рабство за реку Тибр, т.е. за границу. Римляне боялись рабов-соплеменников.

Если у должника оказалось несколько кредиторов, то закон предписывал должника разрубить на части. «Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им в вину», - говорили Законы XII таблиц.

«Ни одно законодательство позднейшего времени, - писал Ф. Энгельс, - не бросает должника столь безжалостно и безнадежно к ногам кредитора-ростовщика, как законодательство древних Афин и Рима».

В 326 г. до н.э. законом Петелия долговое рабство было отменено. Должник стал отвечать перед кредитором своим имуществом. Этому закону предшествовало массовое разорение крестьян - свободных граждан. Их возмущение стало все чаще проявляться при голосовании в центуриях, а безземельные крестьяне стали поддерживать выступления рабов.

Законы XII таблиц знали обязательства, вытекающие не только из договоров, но и правонарушений - деликтов. Деликты могли быть направлены как против личности (причинение телесных повреждений), так и против имущества лица (вещь уничтожена или повреждена). Потерпевший от деликта и правонарушитель становятся сторонами в гражданском процессе. Одна из сторон имеет право требовать от другой возместить причиненный ущерб. Закон предоставлял им возможность помириться.

Кража в Риме не была уголовно наказуемым деянием, а рассматривалась как деликт. Такой деликт назывался «фортумом» (fortum). Законы XII таблиц разрешали потерпевшему убить всякого ночного вора и вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор избивался и отдавался потерпевшему в рабство.

Семейное право. Во главе многочисленной римской семьи находился домовладыка (pater famileas). Семья звучала по-латински «фамилия», и домовладыка имел над всеми членами семьи право жизни и смерти, т.е. ту же власть, что и над вещами.

По воле мужа жена обязана была покинуть дом и брачные отношения прекращались. В действительности рядом с домовла-дыкой чуть ли не на равной степени уважения в семье была мать семейства (mater famileas). На ней лежало управление всем домом. Отец, распоряжавшийся детьми и рабами как домашней утварью, имевший право над жизнью и смертью новорожденного, преклонялся перед могущественной властью материнской любви. Брачная жизнь охранялась законом. Ни один из членов семьи, даже взрослые сыновья какое бы общественное положение они не занимали, не имели никакой собственности. Все совершенные им сделки считались законными, если они совершены с согласия домовладыки и в его интересах.

Все лица, живущие под властью pater famileas (жена, сыновья, снохи, внуки, правнуки, братья) объединялись общим названием агнаты. Эта связь была больше юридической, чем кровной.

Все другие родственники, ушедшие из под власти домовладыки, а это главным образом, вышедшие замуж дочери, внучки, назывались когнатами. Всякая юридическая связь между ними прекращалась. Ушедшие из-под власти домовладыки теряли право на наследство.

Браку предшествовала помолвка. Она могла быть заключена, когда детям, будущим жениху и невесте, исполнилось семь лет. После помолвки, т.е. торжественного предложения со стороны жениха, родители невесты созывали всех своих и жениховых родственников на пышный обед. Это был один из самых светлых торжеств Рима. Даже траур снимался в этот день. Семьи создавались не столько по воле самих брачащихся, сколько по воле их родителей. Закон знал ряд ограничений: возраст (12 лет для жены и 14 лет для мужа); отсутствие близкого кровного родства (возможен союз только после третьей степени родства); принадлежность жениха и невесты к патрицианским родам (с 445 г. до н.э. браки между патрициями и плебеями были разрешены).

В древности существовало две формы заключения брака. Брак совершался путем религиозного обряда в присутствии жреца, 10 свидетелей и сопровождался церемонией вкушения брачащимися особых лепешек.

Вторая форма заключения брака представляла собой покупку невесты с соблюдением всех формальностей, предусмотренных при покупке вещи res mancipi (манципация).

Обе эти формы влекли за собой брак сит тапи («кум ману») при полной власти мужа на женой. Все ее имущество переходит в распоряжение мужа.

Большее распространение в Риме получила новая форма брака, особенностью которой было правовое равенство супругов. Такой брак назывался sine manu («сине ману») и в нем не было власти мужа над женой в юридическом смысле. Каждый из супругов мог прервать брачные узы. Такой брак следовало возобновлять ежегодно, а для этого жена должна была уходить от мужа на трое суток. В противном случае брак превращался в cum manu. Все расходы по содержанию семьи лежали на муже.

Чистота брака у римлян первое время соблюдалась очень строго, однако позднее при общем упадке нравственности на неверность жены смотрели, как на дело обычное и даже неизбежное.

Развод (divortium) в Риме был явлением обыкновенным и не преследовался законом. Жена при разводе получала свое приданое.

По Законам XII таблиц предусмотрели возможность освобождения сына от власти отца: «Если отец трижды продаст сына, то пусть будет сын свободен от власти отца». Подобное случалось редко. Чаще прибегали к фиктивной продаже своего сына, чтобы не нарушив закона, предоставить свободу своему сыну. «Продавали», скажем, надежному соседу путем манципации, а тот своей волей отпускал купленного на свободу и тот снова возвращался под власть отца. И только после третьей продажи, сын имел право не возвратиться домой, т.к. получал caм статус домовладыки. Что же касается имущества, то отец мог обеспечить им сына через договор дарения или в завещании.

Наследственное право. В случае отсутствия завещания все сыновья, состоявшие под властью отца, получали равную долю имущества. А если сын умирал, то его доля переходила его сыновьям, т.е. внукам наследодателя. Как было сказано выше, наследовали только агнаты. Когда же их не было, то все имущество переходило к брату умершего. А если не было наследников, то имущество считалось вымороченным, общей собственностью всех граждан.

В Риме вначале было наследование по закону, т.е. имущество оставалось в роду.

Развитие имущественных отношений привело к необходимости наряду с законной формой завещания установить и наследование по завещанию. Законы XII таблиц уже предусмотрели и такую форму завещания. Свою волю завещатель объявлял в народном собрании, а впоследствии - перед народом. Воины, находившиеся в походе или на поле брани объявляли свою волю перед строем. Лишение своего сына наследства считалось в Риме явлением экстраординарным и называлось фурором (furor). Отец обязан был объявить мотивы такого решения.

Уголовное право. Законы XII таблиц содержали сравнительно малый перечень уголовно наказуемых деяний. Прежде всего считалось преступным деяние, направленное против государства и общественного строя. Как было сказано выше, многие правонарушения не квалифицировались как уголовные, а рассматривались как гражданско-правовые деликты. Это разграничение носило формальный характер. Так, кража зерна с поля соседа рассматривался как деликт, а потрава части урожая того же соседа -преступление. Объяснить такой подход можно тем, что земля и урожай на ней значительно дольше сохраняли свой общественный характер и защищались более ревностно.

Что следовало считать наносящим вред государству, а значит преступным, определяли высшие магистраты республики, руководствуясь обычаями предков и исторической традицией. Произвол был велик при выборе наказания. Государственные преступления, такие как измена, трусость на поле боя, оказание помощи врагу и др. наиболее тяжкие воинские преступления карались смертной казнью.

Весьма суровы нормы XII таблиц, которые касаются посягательств на частную собственность. Если будет доказано, что преступление совершено по неосторожности, виновный обязан возместить ущерб. Уже во времена Законов XII таблиц римское право знало юридические категории умысла и неосторожности, связывая с тем и другим различные степени ответственности.

Право предоставляло преступнику апеллировать в центуриатные собрания. Ему предоставляли возможность избежать наказания добровольным изгнанием. Он мог покинуть Рим до того, как выскажется последняя центурия. Покидая Рим, он терял права гражданина и все свое имущество.

Жизнь рабов находилась во власти их господ. Однако совершенное рабом преступление впоследствии стали рассматривать римские суды, и они выносили наказание. Раб не имел права на защиту, права обжаловать приговор. Наказание рабов были исключительно жестоки. Там, где свободный человек отделывался ударами палки, раба истязали бичом или заковывали в цепи на всю жизнь. Приговоренного к смерти раба подвергали распятию на кресте. Распятый на кресте был обречен на медленную мучительную смерть от голода и заражения крови. Труп долго не снимали, чтобы рабы помнили о жестокой расправе.

Суд и процесс. До нас дошли отрывочные сведения о судопроизводстве по уголовным делам. Что же касается гражданского процесса, то в древнейший период он назывался легисакционным (leges actio per sacramentum) и состоял он из двух стадий: «ин юре» (in jure) и «ин юдицио» (in judicio). На первой стадии претензии одной стороны к другой рассматривались претором. К претору сторона обращалась в том случае, когда она не имела права обратиться с иском в суд по причине того, что у нее не было права собственности на оспариваемую вещь. Чаще всего такое бывало тогда, когда вещь «рес манципи» приобретена покупателем и за нее заплачено, но не была проведена ее манципация, т.е. куплена без формулы, свидетелей и весодержателя. А коль так, то покупатель вещь получил, а право собственности на нее остались у продавца. Продавец мог оказаться не добросовестным, и ссылаясь на свое квиритское право собственности на вещь, истребовать ее от покупателя.

Вот в таком случае покупатель, не имея права обратиться с иском в суд (такое право в Риме имели только собственники вещи) вынужден был искать защиты у претора. Претор- не судья, он-высшее должностное лицо. Спор он разбирает с позиции справедливости.

В определенный день обе стороны должны были явиться к претору. Вызов ответчика производился пострадавшей стороной. Претор требовал представить ему спорную вещь. Процесс перед претором протекал в виде мнимой борьбы. Пострадавшая сторона и ответчик накладывали на вещь палочки (вендикты). В этой процедуре наблюдаются отголоски далекой древности, когда споры разрешались в поединке, т.е. вендикты олицетворяли копья сражавшихся. Претор приказывал сторонам снять вендикты со спорной вещи и внести залог, сумму залога определяла пострадавшая сторона. Внося залог, стороны тем самым выражали свое желание бороться до конца и каждая считала себя правой. Проигравшая сторона теряла свой залог в пользу государства.

Если претор видел, что справедливость на стороне покупателя, который заплатил продавцу за вещь деньги, то он писал приказ, в котором назначал судью (а им мог быть любой гражданин Рима) и говорилось примерно так: «Судья, если ты докажешь, что покупатель заплатил за вещь продавцу деньги, то присуди эту вещь покупателю». Судья, привлекая все доказательства, выносил решение. И если будет доказано, что деньги за вещь уплачены, то покупатель становится собственником вещи по справедливости (in bonus) и право собственности истца на вещь находится под защитой претора. Так, благодаря претору, покупатель, не являясь собственником и не имея возможности сам обратиться с иском в суд, на второй стадии легисакционного процесса становится истцом. Он получил возможность в суде быть полноправной стороной.

Никто из граждан, зная что-либо по делу, не мог отказаться от свидетельства. В противном случае ему грозило бесчестие.