Административное право. Органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти как субъекты административного права являются одним из видов органов государственной власти, предназначенных для осуществления функций общего управления, непосредственного, повседневного оперативного руководства в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах.

Систему органов исполнительной власти составляют: Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти; Правительства. Советы Министров республик в составе Российской Федерации, администрации краев, областей и других субъектов Российской Федерации, их отраслевые и межотраслевые управления (главные управления), комитеты, департаменты, которые в пределах своих полномочий в общегосударственном масштабе или на подведомственной территории осуществляют функции исполнительной власти.

Осуществляемые в Российской Федерации глубокие социально-экономические преобразования внесли коренные изменения в функциональную и организационную структуру органов государственной власти на основе закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа разделения единой государственной власти на три ветви: законодательную (представительную), исполнительную и судебную. В стране учреждена высшая государственная должность Президента Российской Федерации, являющегося по Конституции главой государства.

Президент Российской Федерации обладает обширными полномочиями в сфере исполнительной власти. Он вступает в многообразные правовые отношения с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; определяет систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; формирует Администрацию Президента РФ; назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ в субъектах федерации; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания уполномоченных представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Помимо перечисленных полномочий, Президент РФ наделен и другими конституционными правами в сфере осуществления исполнительной власти, включая право приостановления действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам или нарушения прав человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Центральное место в системе органов исполнительной власти занимает Правительство Российской Федерации, которое в соответствии со ст. 114 Конституции разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает исполнение и представляет отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии на всей территории страны; осуществляет управление федеральной собственностью; принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Непосредственное руководство порученными отраслями или сферами управления осуществляют отраслевые или межотраслевые (функциональные) федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации. По состоянию на 9 июля 1997 года в стране функционируют следующие федеральные органы исполнительной власти:

1. Федеральные министерства

— Министерство Российской Федерации по атомной энергии (Минатом России);

— Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации (МВЭС России); Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);

— Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России); Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям (Миннац России);

— Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России);

— Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России);

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России);

— Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (Минобразование России); Министерство науки и технологий Российской Федерации (Миноборонпром России);

— Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России);

— Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России);

— Министерство путей сообщения Российской федерации (МПС России);

— Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Минсельхозпрод России); Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами — участниками Содружества Независимых Государств (Минсотрудничество России); Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго России);

— Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России);

— Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России);

— Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России);

— Министерство экономики Российской Федерации (Минэкономики России);

— Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России).

2. Иные органы исполнительной власти:

— Государственный высший аттестационный комитет Российской Федерации (ВАК России);

— Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации;

— Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации;

— Государственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера (Госкомсевер России);

— Государственный комитет Российской Федерации по государственным резервам (Госкомрезерв России);

— Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи (Госкоммолодежи России);

— Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике;

— Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам (Госкомзем России);

— Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии (Госкино России);

— Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология России);

— Государственный комитет Российской Федерации по печати (Госкомпечать России);

— Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП России);

— Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России);

— Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России);

— Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России);

— Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (Госкомимущество России);

— Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму (ГКФТ России);

— Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (ФЭК России);

— Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России);

— Федеральная комиссия по недвижимому имуществу и оценке недвижимости (ФКНИ России);

— Федеральная авиационная служба России (ФАС России);

— Федеральная архивная служба России (Росархив);

— Федеральная миграционная служба России (ФМС России);

— Государственная налоговая служба Российской Федерации (Госналогслужба России);

— Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС России);

— Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);

— Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России);

— Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография);

— Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации (ФСЖВ России);

— Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз);

— Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России);

— Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России);

— Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);

— Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию (Росалкогольмонополия);

— Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС России);

— Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ России);

— Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию (ФСТР России);

— Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент);

— Российское космическое агентство (РКА);

— Федеральное агентство правительственной связи и ин формации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ);

— Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России);

— Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России);

— Управление делами Президента Российской Федерации.

Система органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 78 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти также могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, как и приведенная выше система федеральных органов исполнительной власти, включает в себя органы общей компетенции: правительства республик в составе РФ, администрации краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и органы отраслевой и межотраслевой (функциональной) компетенции: департаменты, комитеты, управления, отделы и др. В названиях и системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеются различия, связанные с историческими и национальными традициями, федеративным устройством страны, объемом выполняемых функций в определенных сферах государственного управления.

Конституциями и Уставами субъектов Российской Федерации предусматриваются государственные должности президента республики, главы администрации (губернатора) края, области. В Москве и Санкт-Петербурге главы администрации именуются мэрами. В Московской области предусмотрено создание правительства, председатель которого имеет статус первого заместителя главы администрации (губернатора) области. Губернатор Ленинградской области является высшим должностным лицом и возглавляет систему исполнительной власти области.

Отмечая различия в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, следует подчеркнуть единство конституционной основы в их организации и функционирования, построенной на принципах федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности. Реализация этих принципов включает необходимое сочетание общефедеральных интересов с возможностями субъектов федерации, согласованное использование материальных ресурсов для создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

На примере структуры отраслевых и межотраслевых органов краевой и областной администрации можно наглядно представить цели и содержание их деятельности, направленной на обеспечение приоритета прав личности в обществе. К таким структурным звеньям государственных органов исполнительной власти, действующих на территории края, области, относятся:

Управление юстиции

Управление внутренних дел

Финансовое управление

Управление по вопросам инвестиций

Управление сельского хозяйства

Комитет по архитектуре и строительству

Комитет по экономике и прогнозированию

Комитет по управлению государственным имуществом

Комитет по вопросам гражданской обороны, мобилизационной подготовки и ликвидации последствий стихийных бедствий

Комитет по промышленности

Комитет по торговле

Комитет по внешнеэкономическим связям

Комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности

Комитет по поддержке предпринимательства

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству

Комитет по использованию и охране недр и экологии

Комитет по жилищному и коммунальному хозяйству

Комитет по транспорту, связи и дорожному строительству

Комитет по образованию

Комитет по научно-технической политике

Комитет по культуре

Комитет по туризму

Комитет по здравоохранению

Комитет по вопросам женщин, семьи и демографической политики

Комитет по физической культуре и спорту

Комитет по делам молодежи

Комитет по национальным вопросам

Комитет по социальной защите населении

Комитет по труду и занятости населения

Комитет по печати и информации

Комитет по кинофикации

Отдел записи актов гражданского состояния

Архивный отдел

Развитие рыночных отношений, трансформация отношений собственности, складывающаяся тенденция доминирования координационных связей над субординационными, выдвижение на первый план деятельности органов исполнительной власти, обеспечение приоритета прав личности в обществе, защита прав и свобод человека и гражданина обусловили новые подходы к управлению делами общества. Речь идет о включении в систему социального управления не только организующей деятельности государственной власти, но и власти народа в многообразных формах местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российской Федерацией признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Закрепление в Конституции Российской Федерации, в федеральном законодательстве, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации статуса органов местного самоуправления, наделение их правом издавать в пределах своих полномочий правовые акты, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами, положило начало формированию в правовой системе Российской Федерации новой комплексной отрасли права — муниципального права. Характерная особенность муниципального права состоит в том, что его нормы, содержащиеся в принимаемых органами местного самоуправления в пределах своих полномочий правовых актах, могут быть отменены только органами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).