Современное правопонимание. Структура права.

Каждая форма права, будь то система норм, нормативных правовых актов, науки, правоотношения, правосознания имеет свою структуру.

Структура — это связь между элементами права. Структура права, как совокупность норм права, состоит из больших подразделений, которые называются отраслями права.

Отрасль права — главное подразделение права, большая группа правил поведения, регулирующих какой-то вид общественных отношений.

Имущественные отношения регулирует гражданское право, их изучает наука гражданского права.

Управленческие отношения регулирует административное право — изучает наука административного права. Трудовые отношения регулирует трудовое право — изучает наука трудового права.

Образовательные отношения регулируются образовательным правом, изучаются наукой образовательного права.

Отрасли права также имеют свою структуру. Они делятся на общую и особенные части, которые в свою очередь состоят из институтов.

Институт права — это группа норм, регулирующая какую-то часть общественных отношений. Например, в отрасли трудового права выделяются такие институты как трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, заработной платы, труда молодежи, трудовых споров и другие.

Основным элементом структуры права является норма права. Норма прав — правило поведения.

Норма права

Норма права — правило состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.

Нормы права содержатся в различных нормативных правовых актах. Они делятся по отраслям законодательства, которых 451.

Санкция

Гипотеза

Диспозиция

Гипотеза - это часть нормы, в которой перечисляются юридические факты, при наличии которых возникают или права, или обязанности.

Диспозиция - это часть нормы, в которой указываются стороны правоотношения, а также их права и обязанности.

Санкции - это часть нормы, в которой перечисляются меры наказания, которые применяются к участнику правоотношения в двух случаях:

— если человек, превысил свои права, незаконно ограничил права другого человека;

— если человек не исполнил (в том числе, некачественно исполнил) обязанность.

Гипотеза

Гипотеза включается в нормы для того, чтобы ограничить права, например, право на увольнение администрацией организации, на заключение договора и т. д.

Диспозиция

Диспозиция устанавливает права и обязанности сторон. Право — субъективное право — это возможность, установленная в норме права человека удовлетворять свою потребность в жилье, питании и т. д. Права человека можно различать, расположить по юридической силе. Юридическая сила — это степень обязательности и реальности права.

Объективное право имеет сложную структуру, включает ряд полномочий:

— это право на собственные действия, возможность действовать самостоятельно, например, обратиться в суд и т. д.;

право требовать от обязанного субъекта выполнить свои обязанности, например, директор школы отказал учителю в предоставлении отпуска — требование представления отпуска;

право прибегнуть к содействию государственного аппарата для применения, в частности, мер государственного принуждения, если обязанная сторона не выполняет обязанности.

Субъективные права человека можно разделить на следующие виды по юридической силе:

Первый вид — право, которое человек может реализовать собственными силами, действиями, без обязательного активного участия обязательной стороны. Это, например, право выбирать методику оценки знаний обучающихся, записанное в статье 55 Закона РФ «Об образовании».

Образовательное учреждение может самостоятельно реализовывать несколько прав, например, установить структуру управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределения должностных обязанностей и т. д. (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Второй вид — право, которое можно осуществить только тогда, когда определенную обязанность выполняет другая сторона. Это наиболее распространенный вид „образовательных правоотношений. Например, учащийся может воспользоваться своим правом на ускоренный курс обучения (часть 4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании») только с согласия администрации образовательного учреждения. Такой же порядок реализации права на получение дополнительных образовательных услуг.

Третий вид — право, которое можно реализовать лишь в консенсуальном порядке, т.е. по соглашению сторон в договорном порядке. Например, право органа управления образовательным учреждением на исключение из образовательного учреждения учащихся, детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, достигших четырнадцатилетнего возраста. Его можно реализовать только с согласия органов опеки и попечительства (часть 7, ст. 19 Закона РФ «Об образовании»).

Четвертый вид — право, в котором юридическая сила еще более слаба. Это право можно реализовать только при наличии двух юридических фактов — выполнению обязанности обязанной стороной и признанию правомерности действий должностным лицом или организацией — органом власти или управления — санкционирование таких действий и установление такого права в локальном нормативном акте. Например, право на обучение по индивидуальному учебному плану возможно, не только с согласия администрации образовательного учреждения но и если это право записано в уставе образовательного учреждения.

Юридическая обязанность — это мера должного, установленного законом поведения, то есть обязанность лица совершать определенные действия или воздержаться от их совершения.

Обязанности можно классифицировать по трем группам:

Первая группа — постоянные обязанности, которые необходимо выполнять обучающемуся все время, например, добросовестно учиться, п. 57 Типового положения об общеобразовательном учреждении. Педагогу — честно и добросовестно работать — ст. 27 КЗоТ РФ, выполнять нормы времени, ст. 32 КЗоТ РФ и т.д.

Вторая группа — обязанности, связанные с каким-то определенным событием, например, обязанность сдать экзамены, выдать диплом и т.д.

Третья группа — обязанности, которые выполняются по требованию управомоченного лица, например, своевременно и точно выполнять распоряжения администрации, ст. 127 КЗоТ РФ, предоставлять право гражданину обучаться на родном языке, ст. 6 Закона РФ «Об образовании».

Кроме того, обязанности делят на активные и пассивные. Например, обязанность педагога — не удалять с занятий обучающихся. Активной обязанностью является обязанность обучающегося выполнять требования работников образовательного учреждения в части требований отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции, п. 37 Типового положения об образовательном учреждении.